Новости    Библиотека    Породы кошек    Карта сайта    Ссылки    О сайте

Пользовательского поиска

Палеогенетика помогла выяснить происхождение домашних кошек

120-сантиметровый кот Омар претендует на рекорд Гиннесса

Как на людей влияет мурлыканье кошек

Инопланетные сфинксы в фотографиях Алисии Риус

Обнаружили необычную черту котов

Исчезнувший кот Эрнст вернулся к хозяину после прогулки длиной в девять лет

Записан первый в мире музыкальный альбом для кошек

13 лучших игрушек для котов, которые можно быстро сделать своими руками

Почему кошки не живут стаями

Мечты сбываются: создан «умный» кошачий туалет, который сам убирает за питомцем

07.10.2015

ДНК-вакцина стерилизует животных на 10 лет

Биологи из Калифорнийского технологического университета в Пасадене (США), под руководством доктора Брюса Хея (Bruce Hay) создали ДНК-«вакцину», способную эффективно стерилизовать животных на срок до 10 лет, что открывает большие перспективы в ограничении численности бродячих кошек и собак. Статью об этой разработке, опубликованную в журнале Current Biology, пересказывает сайт журнала Science.

ДНК-вакцина стерилизует животных на 10 лет

В основе вакцины - модифицированный вирус со встроенным в него участком ДНК, который, попадая в клетки мышц, заставляет их вырабатывать вещество, блокирующее гонадотропин-рилизинг-гормон (ГнРГ). Данный гормон, в свою очередь, запускает синтез в организме половых гормонов, управляющих развитием половых клеток - яйцеклеток и сперматозоидов. Блокировка ГнРГ, таким образом, делает как самцов, так и самок полностью бесплодными. Для этого достаточно одного укола.

Клетки мышц - одни из самых долгоживущих в организме, срок их жизни составляет до 10 лет. Соответственно, и стерилизация животного достигается как раз на такой длительный срок. При этом, в отличие от существующих методов стерилизации, не требуется операция, наркоз и пр. - то есть, данный метод еще и дешевле традиционных.

У разработанной Хеем с коллегами методики пока есть еще два недостатка. Первый состоит в том, что стерилизация достигается через два месяца после вакцинирования - именно столько времени нужно клеткам мышц, чтобы начать вырабатывать блокирующее ГнРГ вещество в достаточном количестве. Сейчас ученые думают, как обойти это ограничение.

Второй же минус заключается в том, что пока новую ДНК-вакцину тестировали только на мышах. И хотя эти первые опыты дали хорошие результаты, неизвестно, будет ли вакцина столь же эффективно работать на более крупных млекопитающих, включая и кошек с собаками.

Если да, это станет настоящим прорывом, сказал Джойс Бриггс (Joyce Briggs), президент американского Альянса за контрацепцию кошек и собак: «Долгосрочный контрацептив со сроком действия в 10 лет может совершить переворот в уходе за кошками и собаками, позволив исключить появление нежелательного потомства у многих животных, которые не могут быть стерилизованы хирургическим путем. Кроме того, это дает владельцам домашних кошек и собак более доступный и менее травматичный для их питомцев метод стерилизации».

Потенциально эта разработка может стать основой для средств контроля рождаемости и у людей, хотя, конечно, и вызывает мрачные ассоциации из антиутопий.

Отметим, что сейчас также разрабатываются методы стерилизации опасных насекомых с помощью воздействия на их ДНК.

1. scientificrussia.ru